Главная » Персоны » Клюев Николай Алексеевич

Персоны

Клюев Николай Алексеевич

Категория: Выдающиеся деятели культуры

22.10.1884 - 23?24?25?10.1937

Место рождения: Селение Коштуги Вытегорского уезда Олонецкой губернии

  Великий русский поэт Николай Алексеевич Клюев (22 (10 по старому  стилю).10.1884 – 23?24?25?10.1937) - один из крупнейших представителей поэзии Серебряного века родился в одной из деревень селения Коштуги Вытегорского уезда Олонецкой губернии (с 1923 г. - Вытегорского района Вологодской области).

   Родители Клюева - по происхождению крестьяне. Его отец Алексей Тимофеевич Клюев, отставной фельдфебель, служил в Коштугской волости полицейским урядником. Мать Параскева Димитриевна, глубоко религиозная женщина, родом из семьи старообрядцев, известная в уезде «былинщица и песельница», была своеобразной хранительницей исторической памяти русской культуры. Её образ поэт обессмертил во многих сочинениях, включая финальную поэму «Песнь о Великой Матери». Грамотная и начитанная (в доме Клюевых имелась библиотека рукописных и старопечатных книг религиозного содержания), она, по словам поэта, стала его первым учителем: «Грамоте я обучен семилетком родительницей моей Парасковьей Димитриевной…», хотя не исключено, что, как все деревенские ребятишки той поры, он окончил церковно-приходскую школу.

   О детских годах поэта документов не сохранилось, в основном, исследователи опираются на высказывания самого Николая Клюева и крайне скупые свидетельства его современников. В 1893(?)-1895 (?) он учится в Вытегорском городском училище.

   По словам поэта, он проводит отроческие годы в Соловецком монастыре (1887-1889? - документально не подтверждено), где знакомится с поэтом-символистом А. Добролюбовым, оказавшим на него сильное влияние.

   С 1901 по 1902 год Н. А. Клюев учится в Петрозаводской фельдшерской школе. Оставлен на второй год как неуспевающий по трём предметам. Учёбу он не возобновляет.

   С 1902 по 1903 год Клюев наездами бывает в Петербурге, где в 1904 г. в коллективном сборнике «Новые поэты» были впервые опубликованы два его стихотворения: «Не сбылись радужные грезы...», «Широко необъятное поле...». В 1905 г., благодаря переписке Клюева с московским «Народным кружком», появляются его стихотворения и в московских изданиях.

   1905-1907 гг. – время первой революции в России. Молодой поэт не мог не отреагировать на столь серьёзные события. Он вступает в сношения с петербургским «Бюро содействия Всероссийскому крестьянскому союзу». Получает нелегальную литературу и распространяет её в пределах Олонецкой губернии, как социалист-революционер ведёт агитационную работу, в частности, 2 января 1906 г. участвует в святочном маскараде, устроенном в общественном клубе Вытегры. Переодевшись старухой (излюбленный образ его ранней лирики), он распевает революционные песни: «Смело, товарищи, в ногу…» и другие. Другим значимым событием этого времени является агитация Клюева в деревне Косицыной Вытегорского уезда, где крестьяне ставят, по его наущению, подписи под «приговором», подготовленным в «Бюро…». Письмо содержит ряд требований к властям и отправляется в Петербург на имя председателя Совета министров Российской Империи С. Ю. Витте, а новоиспечённый эсер избирается уполномоченным в Государственную думу. Это произошло 22 января, а 25 в деревне Желвачёво, в доме, где жил Клюев, был произведён обыск, затем последовал арест поэта и его заключение в Вытегорскую городскую тюрьму, затем он переводится в Олонецкую губернскую тюрьму (Петрозаводск). По обвинению в противоправительственной деятельности Н. А. Клюев содержался под стражей 6 месяцев.

   26-го июля Н. А. Клюев освобождается из тюрьмы. 27 июля (или 3 августа?) он выступает «с апостольской речью» на Кургане (на возвышенности, расположенной на окраине Петрозаводска) на митинге, организованном местными социал-демократами. Поэт держит речь у чёрного мраморного креста с наброшенным на него красным флагом.

   Второй акцией неповиновения правительству является отказ Н. А. Клюева от исполнения воинского долга. Призванный в армию13 ноября 1907 г., он отказывается нести службу по состоянию здоровья и религиозным мотивам, за что заключается под стражу и содержится в Выборгской крепости и в военной тюрьме г. Сен-Михель (Финляндия), откуда этапируется в январе 1908 г. в Николаевский госпиталь Санкт-Петербурга. Пройдя освидетельствование, освобождается от военной службы и возвращается в Желвачёво.

   В 1907 г. произошло чрезвычайно значимое событие в жизни поэта: начинается его переписка с самым влиятельным поэтом его времени Александром Александровичем Блоком. Она длится по 1915 год и насчитывает 44 письма, включала не только рассуждения Клюева по фундаментальным вопросам (антагонизм города и деревни; крестьянская культура и современная цивилизация; характеристика новых книг Блока в связи с современными религиозными исканиями и др.), но и тексты стихотворений с просьбой передать их в столичные журналы. Понятно, какое значение для Клюева имело отношение к нему Блока, но и Блок считал его письма «большим событием» в своей «осенней жизни». Его настолько потрясли откровения крестьянского поэта, что он писал близким так: «Сестра моя, Христос среди нас. Это Николай Клюев».

   Встаёт вопрос: на чём зиждились глубокие размышления Клюева по столь сложным вопросам? На великолепном знании народной жизни и народной культуры, рукописной и старопечатной литературы Выговской поморской обители и других севернорусских книжных центров, знании трудов отцов Церкви, современной литературы и философии, религиозных трактов начала ХХ века. Клюев не миновал искушения хлыстовством, скопчеством, одно время его считали своим голгофские христиане. Нельзя забыть, что, хотя Клюев не имел серьёзного базового образования, он мог всерьёз заниматься самообразованием, потому что жил в «стране классического фольклора, в регионе, являющимся своеобразным древлехранилищем, в губернии, где была одна из лучших в Российской Империи сеть народных библиотек. И, конечно, нельзя забывать о главном – природном таланте поэта и его редкой памяти. Способствовал его интеллектуальному обогащению постепенно расширяющийся круг общения с самыми яркими людьми его времени. Этому способствовало то, что Клюев и в Москве, и в Петербурге выступал с чтением своих стихов в салонах почитателей поэзии и на встречах с другими поэтами.

   Столь самобытного поэта стремились «перетянуть» в свой лагерь лидеры различных религиозно-философских и эстетических групп. Поначалу Н. Клюев тяготел к кружкам Сергея Городецкого «Страда» и «Краса», но постепенно он стал во главе знаменитой «крестьянской купницы», в неё входили: Сергей Есенин, Сергей Клычков, Александр Ширяевец, Петр Орешин, позднее к ним присоединились Алексей Ганин, Пимен Карпов, Павел Васильев. Хотя эти писатели не выступали с декларациями и манифестами, не заявляли свою программу, но современники воспринимала их как единое целое. Данное направление характеризовалось как новокрестьянское, отличавшееся от «суриковцев» (группы поэтов-крестьян во главе с Иваном Суриковым) тем, что во главу угла они ставили не социальную проблематику (бедность, бесправие), а философско-эстетическую, утверждая величие глубинной крестьянской культуры, не познанной до конца высшими слоями общества и интеллигенцией.

   В 1911 году выходит в свет первый сборник стихов Н. Клюева «Сосен перезвон» (на титуле: 1912 г.) с предисловием В. Брюсова, который сразу вызвал интерес у читателей, собратьев-поэтов и критики, в частности, Н. Гумилев увидел в Клюеве практически сложившегося эпического поэта, что выделяло его на общем фоне поэзии Серебряного века, преимущественно лирической. При жизни поэта с 1911 по 1928 гг. было издано 17 книг. В основном, Н. А. Клюев, став известным поэтом, жил в Санкт-Петербурге (Петрограде-Ленинграде) и Москве, иногда уезжая на отдых к друзьям. В молодые годы он совершил не одно паломничество по святым местам, прежде всего по севернорусским монастырям, что запечатлено в его поэзии.

   Н. Клюев жил в эпоху мировых катастроф: Русско-японская и Первая мировая война, 3 русских революции, падение Российской Империи и создание нового советского государства, что, безусловно, отразилось на его творчестве, где звучит и плач, и хвала. Поначалу он приветствовал новую страну: особенно ярко его слово прозвучало в маленькой поэме «Песнь Солнценосца» (1917). В 1918-1920 гг. проживал в Вытегре и активно печатался в местной печати и в Петрозаводске, а также выступал на митингах, где ратовал за новую жизнь, призывал защитить молодое советское государство. Руководители новой власти считают Клюева своим, чему свидетельство - издание его первого и единственного прижизненного собрания в 2-х книгах «Песнослов» (1919). Для поэта новая Россия – это Четвёртый Рим, центром которого будет деревня с её вековыми устоями, землёй, животными, ремёслами и песнями – иными словами, он создаёт «избяной космос» (определение В. Дементьева). Его концепция нового мира не совпадает с проектом большевиков. Главное противоречие заключается в том, что Клюев всегда выступал за веру христианскую, полагая, что она близка коммунистическим идеалам. Эта идея сквозит в его пьесе «Красная Пасха». Текст её утрачен, однако благодаря публикации А. В. Богданова в губернской газете «Известия Олонецкого Губисполкома» известно, что её представление состоялось 12 мая 1918 г. в Вытегре, которое автор (главный редактор газеты) подробно охарактеризовал. Но новые власти не слышат доводы защитников веры: насаждают атеистическую доктрину и уничтожают церкви, глумятся над святыми мощами, преследуют священнослужителей. Позднее появились и расхождения социального порядка: Клюев не поддержал курс большевиков на создание колхозов, реакция власти соответственна: он становится изгоем, начиная 1929 года, его произведения почти не печатают. Подобно творениям сказителей, произведения Клюева бытуют в устном исполнении, включая монументальные поэмы «Погорельщина» (1928) и «Песнь о Великой Матери» (1929-1934).

   2 февраля 1934 г. Н. А. Клюев арестован. Ему предъявлено обвинение по статье 58/10 УК РСФСР в том, что поэт «активно вел антисоветскую агитацию путём распространения своих контрреволюционных литературных произведений». 5 марта приговорён к высылке в г. Колпашево (Западная Сибирь), где и отбывает ссылку до 10 октября, пока его не переводят в Томск, где поэта дважды в марте-июле 1936 г. и 5 июля 1937 г. арестовывают и заключают в тюрьму.

   Первое заключение закончилось параличом левой стороны тела и освобождением, возможно, благодаря усилиям Е. П. Пешковой, второе – завершилось казнью поэта. Точная дата смерти, как и место захоронения не установлены. Похоронен в общей могиле для казнённых, где в настоящее время расположен жилой массив.

   Имя Николая Клюева почти на 30 лет было предано забвению. Даже тогда, когда Н. А. Клюев был реабилитирован как гражданин, как поэт, он подавался в негативном ключе.

   Его имя, если и появлялось в научных трудах, то, как правило, в связи с именем его ученика – Сергея Есенина, где его влияние на великого русского поэта не рассматривалось как положительное. Во второй половине 1960-х гг. ситуация начала изменятся: в печати появлялись произведения Н. А. Клюева, началась поисковая и аналитическая работа над созданием его биографии, формированием и анализом основного корпуса его сочинений.

   Переломным стал 1984 год – 100-летний юбилей Н. А. Клюева. На родине поэта, в Вытегре, был организован в его честь литературный праздник с широким представительством известных писателей и учёных. Он положил начало ежегодным литературным праздникам и Клюевским Чтениям под руководством директора Вытегорского объединённого музея Т. П. Макаровой и С. И. Субботина, ныне ведущего научного сотрудника Института мировой литературы им. А. М. Горького, известного публикатора и текстолога. Это способствовало не только объединению научных сотрудников и деятелей культуры, но и популяризации творчества поэта. За 40 лет сложились творческие группы клюеведов в Москве (Т. А. Кравченко, С. С. Лесневский, Н. М. Солобай, Н. М. Солнцева, Т. А. Пономарева, В. А. Шенталинский), Ленинграде / Санкт-Петербурге (К. М. Азадовский, В. Г. Базанов (оба этих учёных работали в Петрозаводске), В. П. Гарнин, В. А. Доманский, Б. Н. Кравченко, А. И. Михайлов, В. И. Панченко, В. Е. Панченко (супруги Панченко работали в Карельской филармонии), Е. В. Самойлова, в Вологде (С. Б. Виноградова, С. Х. Головкина, С. Н. Синельников, Л. Г. Яцкевич). Планомерная работа по изучению творчества Н. А. Клюева и его популяризации ведется в Барнауле, Кирове, Мурманске, Томске. Творчество Н. А. Клюева вызвало интерес и за рубежом, и не только в среде эмигрантов (издание «Сочинений» Н. А. Клюева в 2-х томах. Мюнхен, 1969), но и у инонациональных исследователей, переводчиков и читателей. Особенно следует выделить специалистов Венгрии, Италии, Латвии, Польши, Украины, США, Франции.

   Свой вклад в клюеведение внесли и карельские почитатели таланта «олонецкого ведуна». Первым, кто разрушил страшную стену молчания, был петрозаводский краевед А. К. Грунтов, начавший с публикаций произведений поэта в журнале «Север» и в карельских и вологодских газетах, он стал первым биографом и библиографом Н. А. Клюева. Изданная в 11-м томе биобиблиографического указателя «Русские советские писатели. Поэты» библиография поэта, в большей степени, обязана его изысканиям.

   В Петрозаводске в 2004 году прошла первая в России Международная конференция «Олонецкие страницы жизни и творчества Николая Клюева и проблемы этнопоэтики», посвященная 120-летию великого русского поэта (научный руководитель проекта – Е. И. Маркова). Участники конференции инициировали обращение в администрацию города: увековечить имя поэта, присвоив его петрозаводской библиотеке № 3. Их выбор был не случаен: библиотека расположена недалеко от места, где Клюев произнёс свою знаменитую речь. Она была известна своим постоянным интересом к творчеству русских поэтов Серебряного века. Здесь уже имелся опыт проведения литературно-музыкального вечера, посвящённого Н. А. Клюеву. Заведующая Библиотекой № 3 (1981-2016) Галина Александровна Сохнова поддержала обращение учёных, и библиотека обрела имя.

   Ежегодно с 2007 года в библиотеке проводятся Клюевские чтения (это одно из её основных направлений работы). На заседаниях обсуждались вопросы о сложности и уникальности личности поэта; истокахего творчества; новаторстве поэта и о его месте в отечественной литературе; в контексте русской и финно-угорской эпической традиции и др. Помимо обязательной книжной выставки, на Чтениях демонстрировались фотовыставки и изделия народных умельцев микрорайона Кукковка. В библиотеке есть портрет Николая Клюева, написанный карельским художником Б. К. Кукшиевым. В подготовке презентаций, которыми открываются Чтения, значима роль библиотекаря Н. П. Котвицкой, бессменной ведущей и докладчицей Чтений является член Союза писателей России, заслуженный деятель науки РК, доктор филологических наук Е. И. Маркова (с 2007 по 2019 гг. заведующая сектором литературы Института языка, литературы и истории Карельского научного центра РАН). Она является первым исследователем в России защитившим докторскую диссертацию о творчестве Н. А. Клюева, автором самого большого на сегодня количества научных трудов о его творчестве, опубликованных в России и других странах (Австралии, Канаде, Латвии, Сербии, США, Финляндии, ФРГ). Исследователь генезиса (прежде всего, севернорусских и финно-угорских корней) и структуры произведений поэта, контекстуальных связей от античности до детской литературы и др. С интересными докладами и сообщениями выступали петрозаводские ученые Карельского научного центра и Петрозаводского университета: В. П. Ершов, Н. Г. Зайцева, М. В.Казакова, Е. С. Куйкина, К. К. Логинов, Е. М. Неёлов, Ю. А. Савватеев, члены Союза писателей России А. А. Гордиенко, К. В. Гнетнев, И. А. Костин, А. И. Мишин, И. К. Рогощенков, пудожский краевед М. М. Кливанский, челябинский издатель А. Л. Казаков. Для Клюевских Чтений характерны музыкальные композиции, включающие как народные песни в исполнении фольклорных коллективов Петрозаводска («Истоки», «Куделюшка»), так и авторские произведения, например, циклы романсов на стихи Н. А. Клюева «Избяные песни» и «Погорельщина» карельского композитора Р. Ф. Зелинского (исполнители В. С. Каликин - бас-баритон, В. М. Морозов – бас, С. В. Синцова - концертмейстер). На Чтениях звучат стихи Н. А. Клюева и о Н. А. Клюеве, а также поэтов Серебряного века в исполнении карельских поэтов, чтецов О. А. Орлова, Ю .А. Тихомирова, артистов «Театра поэзии Кредо».

   Последние известны и как участники Всероссийских литературных праздников поэзии Николая Клюева «Я - поэт славянский Клюев», проводимых в Петрозаводске с 2008 по 2012 гг. совместно с Национальной библиотекой РК и другими коллективами культуры (руководители проекта И. А. Гаевская, Н. Т. Прокопец).

   В периодических изданиях Карелии постоянно публикуются работы о Н. А. Клюеве, информациях о мероприятиях, проводимых в его честь в библиотеках и в других учреждениях. Библиотека № 3 им. поэта Николая Клюева создала элетронный ресурс «Клюевские сезоны», содержащий подробную информацию о Клюевских Чтениях. Пополняются книгами поэта и о поэте фонды библиотек, прежде всего, Национальной библиотеки Республики Карелия и Библиотеки имени поэта Николая Клюева. В Научной библиотеке Карельского научного центра РАН имеется прижизненное издание поэта (Клюев, Н. Песнослов. В 2 кн. Кн. 1. - Петроград: Литературно-издательский отдел Народного комиссариата по просвещению,1919. – 320 с.; Клюев, Н. Песнослов. В 2 кн. Кн. 2 - Петроград: Литературно-издательский отдел Народного комиссариата по просвещению,1919. – 256 с.).

 

Е. И. Маркова, доктор филологических наук, заслуженный деятель науки Республики Карелия, член Союза писателей России

Т. А. Петрова, заведующая Библиотекой имени поэта Н. Клюева

 

Материал предоставлен МБУК Петрозаводского городского округа «Централизованная библиотечная система»

 


« вернуться к списку