Главная » Персоны » Фрадков Исаак Самойлович

Персоны

Фрадков Исаак Самойлович

Категория: Выдающиеся деятели образования

(г.р. 1927 - 1998)

Место рождения: Город Велиж Смоленской области

     Исаак Самойлович Фрадков - педагог-исследователь, создатель многих инновационных проектов преобразования карельской школы.

     Родился 3 июня 1927  г.  в небольшом городке Велиж Смоленской области, в семье учителя. На выбор профессии повлияла встреча с выдающимся педагогом А. С. Макаренко, детскую коммуну которого он посетил в начале 1930-х гг. вместе с отцом. В 1941 г. он окончил 7-летнюю школу и был зачислен в Харьковскую артиллерийскую школу специального назначения, заканчивал её уже в эвакуации в Казахстане (1944). С этим периодом его жизни связан первый педагогический опыт. В своих воспоминаниях Исаак Самойлович пишет: «А всё начиналось совершенно неожиданно. Казахстан. 1 сентября 1943 года. Я – курсант-выпускник 14-й Харьковской артиллерийской школы специального назначения. Меня вызвал начальник и предложил преподавать математику в одном из восьмых классов школы, так как к началу учебного года найти преподавателя не удалось. <…> Конечно, я очень растерялся, так как мне было всего  16 лет, вся моя подготовка к учительской профессии проходила дома и в школах, где я учился. А учили меня прекрасные учителя, настоящие мастера своего архисложного дела.  И… я согласился». Педагогика стала главным делом жизни И. С. Фрадкова.

     После окончания Киевского высшего артиллерийского училища в апреле 1945 года он  был направлен в действующую армию, служил в Германии, принимал участие в ликвидации остатков фашистских формирований, был ранен и комиссован в 1946 г.  Во время службы в Германии  молодой офицер почти год занимался с офицерами дивизии, готовя их к вступительным экзаменам по математике. В 1946 году он переехал в Кострому, а в 1947 г.  в Карелию,   город  Лахденпохья. Продолжал служить. В 1954 г. уволен в запас по инвалидности и после окончания физико-математического факультета Ленинградского педагогического института в 1954  г.  полностью посвятил свою жизнь педагогике. Преподавал математику в 5-й  школе рабочей молодёжи в Петрозаводске (1954–1956). Директором школы был замечательный педагог и большой друг Исаака Самойловича - Дорофей Никитович Музалёв.

     С 1956 по 1969 год И. С. Фрадков  — директор школы № 9.  Уже в 1957 году школа перешла на кабинетную систему обучения (первой в России). Эта система экспонировалась и была высоко оценена на ВДНХ. В школе многое делалось впервые. В 1960-е годы многие школы называли не по номерам, а  по фамилиям директоров: 9-я школа – школа Фрадкова, 10-я школа  - школа Андерсон, 30-я школа  - школа Музалёва, и этот список можно продолжать.

     С 1969 по 1974 год Исаак Самойлович — преподаватель кафедры педагогики Петрозаводского государственного университета.

     И. С. Фрадков создал первый в Карелии учебно-производственный комбинат для школьников (ныне - Державинский лицей), где работал директором до 1981 г., а также его филиал. Организовал Центр профориентации школьников, руководил им до 1987 г. Он являлся членом  Всероссийского координационного совета по профориентации, методистом  кабинета руководящих кадров Института усовершенствования учителей (1987–1989), заместителем директора школы № 41 по научной работе, создателем научной концепции первого в республике лицея (ныне - лицей № 1).

     Внедрил дифференцированное обучение на основе принципа преемственности в системе «Детский сад — школа — вуз» и профильного подхода. Работал над проектом Республиканской школы для одаренных детей очно-заочного обучения (впоследствии - Республиканская школьная академия (РША). Форма 2-годичного обучения сессионно-заочная (4 сессии в год, которые проводились в дни школьных каникул). Конкурсный отбор проводился, преимущественно, среди учащихся 8-9-х классов общеобразовательных школ в сёлах, посёлках и районных центрах республики, изъявивших личное желание обучаться в РША. Занятия в РША по разнообразным дополнительным образовательным программам способствовали развитию интеллектуального потенциала и коммуникативных качеств личности, формированию у обучающихся навыков научно–исследовательской деятельности, что придавало  старшеклассникам уверенность при выборе дальнейшего жизненного пути. На 6 отделениях: «Путешествие в прошлое» (история, краеведение, архивоведение), «Я знаю силу слов» (журналистика и литературное творчество), «Музыка цифр» (углублённая математика), «Искатели» (география, геология, землеведение), «Родные истоки» (карельский и вепсский языки и культура Карелии), «В будущее с компьютером» (решение сложных задач по программированию), «BRIDGES TO ENGLISH» («Мостики к английскому»), «Азы экономики» (деловое общение, менеджмент, предпринимательство) в РША обучалось одновременно до 200 слушателей. Индивидуальная исследовательская работа слушателя являлась одной из приоритетных технологий процесса освоения дополнительных образовательных программ, позволявшей ему самостоятельно реализовывать и развивать свой потенциал. Может быть, я излишне подробно остановился на деятельности РША. Возможно, всё получилось не так, как планировал И. С. Фрадков, но идея эта работала и приносила плоды, а главное, академия давала шанс ребятам из глубинки.

     Исаак Самойлович — автор проекта региональной дифференцированной школы, в котором реализовал идею интеграции профильных знаний на основе экологического компонента. В 1997–1998  гг. он создал и защитил проект новой муниципальной школы «Политех» для педагогически запущенных детей, где внедрил принцип дифференциации на основе выявления степени педагогической запущенности и творческих возможностей каждого ребенка. Последователь А. С. Макаренко, Фрадков развивал идею о необходимости трудового воспитания подростков путем создания межшкольного завода по изготовлению учебных наглядных пособий. Для реализации этой идеи организовал малое государственное предприятие «Содружество».  По инициативе И. С. Фрадкова в Петрозаводске были созданы: «Школа для начинающего директора», «Центр индивидуального репетиторства», воскресная школа «Абитуриент», ассоциация «Педагоги-исследователи». Замечательный педагог и методист, Фрадков принимал участие в публикациях ассоциации, оказывал методическую помощь образовательным учреждениям города и республики, проводил выездные конференции и семинары.

    Был создателем и первым учредителем газеты «Лицей». «Лицей», начиная с первых номеров, стал настоящим прорывом в журналистике. Редакция часто обращалась к Исааку Самойловичу за материалами. И он всегда давал хорошие, качественные, востребованные материалы. Автор более 300 статей и 180 печатных работ в республиканских и центральных изданиях.

     Исаак Самойлович Фрадков - заслуженный учитель Карельской АССР (1959), награждён многими медалями. По моему глубокому убеждению, за свою подвижническую деятельность Исаак Самойлович был достоин и более высоких наград. Но главная его награда – это добрая память коллег и учеников. В моей жизни тоже был Фрадков. Мне много приходилось с ним общаться, и я был счастлив этим общением.

    Умер Исаак Самойлович 12 декабря 1998 года в городе Петрозаводске. Петрозаводская средняя школа № 9 носит имя И. С. Фрадкова. На здании школы установлена памятная доска. В память об И. С. Фрадкове проводятся «Фрадковские чтения».

 

В.Г. Кондратьев, старший научный сотрудник

Карельского института развития образования

 

Использованы материалы из научного архива Музея истории народного образования Республики Карелия

 

    


« вернуться к списку